AuthorTopic



link post  Posted: 18.08.05 13:58. Post subject: Клод Шаброль



Время от времени на форуме всплывает фамилия этого французского режиссёра. Что ж,пора,думаю,уделить ему особую тему.

Когда говорят "французская новая волна",обычно вспоминаются три фамилии - Годар,Трюффо и Шаброль (хотя,справедливости ради,надо заметить,что первоначальной ударной силой данной волны были ныне забытые Жан Руш,Жак Дониоль-Валькроз и снявшие прославившие их лнты уже после того,как новая волна" захлебнулась в потоке коммерческого кино Эрик Ромер и Жак Риветт).Все трое пошли по разным дорогам - Годара увлёк формализм и политика,Трюффо перемешивал свои попытки снимать кино а-ля Хичкок со съёмками многсерийной эпопеи о детстве-отрочестве-юности-зрелости своего альтер эго Антуана Дуанеля...А Шаброль?
Известный советский историк кино Ростислав Юренев Шаброля буквально пригвоздил - "К сожалению,удачно дебютировав "Кузенами",Шаброль переключился на постановку болезненных и эротических фильмов" (С),что в прежние времена означало "уклонился от борьбы,уйдя в коммерческий кинематограф".Шаброля попросту вычеркнули из всяких списков.Годар постоянно был на устах хотя бы тем,что тот революционизировал киноязык,Трюффо хвалил за интерес к "маленькому человеку"...А Шаброль? Да он просто не существовал и всё! До 1986 года,когда для проката в СССР был приобретён один из поздних (и один из самых неудачных) фильмов Шаброля "Маски",НИ ОДИН фильм Шаброля не демонстрировался в СССР даже в киноклубном прокате.
В чём же причина столь яростного неприятия Шаброля? Попробуем разобраться...

Годар в своё время с одинаковой яростью нападал как на США - оплот империализма,так и на СССР - как на режим,скатившийся в буржуазность по сути и форме.Шаброль никогда ничего подобного не говорил.Его вообще не интересовала политика.В своих фильмах он показывал людей,которых видел вокруг себя - мелких буржуазных людишек жалкого буржуазного мирка.

Шаброль по своему творчеству солидаризируется не с "новой волной",а скорее с гениальными одиночками Луисом Бунюэлем и Пьером Паоло Пазолини.Роднило их одно - яростная,на уровне патологии,ненависть к буржуазности,буржуазному образу жизни и конкретным представителям буржуазии...Антибуржуазное кино можно снимать по-разному.Бунюэль и Пазолини либо атаковали в лоб,рисуя мерзости жизни,либо воздвигая горы из аллегорий,либо зло высмеивая.Шаброль выбрал другой путь - он обличал буржуазию через "чёрный фильм" и детектив.

Выставленный в качестве лучшего создания Шаброля советскими критиками фильм "Кузены" скорее исключение из правил.Подобные зарисовки из жизни французской молодёжи 50-х с неменьшим успехои делали его более старые коллеги, как Жак Беккер ("Свидание в июле") и Марсель Карне ("Воздух Парижа" и "Обманщики").Следом за "Кузеном" можно поставить и "Милашек" - на сей раз в объективе молоденькие девушки.Однако Шаброль жестоко обманывает зрителя,настроившегося на историю любви - добродушный силач в исполнении Марио Давида оказывается маньяком-душителем...И лав стори превращается в кровавый гиньоль.

"Настоящий Шаброль" начался с фильма "Двойной поворот ключа",где режиссёр впрямую обрушивается на буржуазию.Под маской благопристойности скрываются гнусные пороки,буржуазия - враг людей,носители буржуазности - это ханжи и развратники,ненавидящие красоту жизни и не знающие,что такое чувство прекрасного...Всё это элегантно запаковано под видом детектива с адюльтером и убийствами.
Криминальный фильм от Шаброля не похож на стандартный фильм подобного жанра.В первую очередь тем,что все его фильмы ироничны,даже те,где герои неприятны и жестоки и не вызывают сочувствия ни на грамм.Вообще отличительная черта Шаброля в том,что он не любит своих героев - он скорее похож на энтомолога,изучающего муравьёв,или зоолога,с любопытством рразглядывающем копошащихся на помойке крыс.И режиссёр этого не скрывает,а скорее подталкивает зрителя к такому выводу,например,в "Офелии" - вольной и злой фантазии на темы "Гамлета",действие которого перенесено в современную Францию.

В мире Шаброля добрый человек - это или псих,или потенциальный труп.Чтобы выжить в мире крыс и муравьёв,надо либо возвышаться над ними,как Гулливер,что невозможно,либо быть такими же,как они...Положительны у Шаброля только "Джеймсы Бонды в мини-юбках" - героини Стефани Одран и Джин Сиберг,игравшие в приключенческих комедиях середины 60-х "Мари Шанталь" и последующих ремейках и "Дорога в Коринф".

Мои любимые фильмы у Шаброля - это "Двойной поворот ключа","Невинные с грязными руками","Дорога в Коринф","Смятение","Нада".


Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply
Replys - 153 , page: 1 2 3 4 5 6 All [new only]







link post  Posted: 18.07.16 20:44. Post subject: Марк Кириллов пишет:..


Марк Кириллов пишет:

 quote:
Таким образом, впадать в панику не стоит.


Вы меня утешили!

Марк Кириллов пишет:

 quote:
Причём среди чтецов - не только киноманы, но и кинокритики.


Не люблю кинокритиков в массе своей. В моём понимании, критик должен раскрывать содержание художественного произведения, расшифровывать культурные коды для того, кто хочет их воспринять или наоборот отринуть. А наши кинокритики занимаются безсмысленными умствованиями на тему... Тошнит, господа!

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply



link post  Posted: 27.12.17 02:17. Post subject: Вчера, после очень д..


Вчера, после очень долгого перерыва, пересмотрел "Нада".
Что сказать? И тогда фильм не поняли, да и сейчас бухтят в Сети кое-где по его поводу - старьё, мол, неактуальное. Увы, как раз актуальное... И, похоже, вневременное.
С одной стороны, кажется, что Шаброль решил поиздеваться над "новой волной" (в лице Годара - без особого труда можно увидеть в "Нада" цитаты из "Уик-энда", "Китаянки" и "Отдельной банды") и её попутчиками (в лице Лелюша - причём у Лелюша берётся сразу два фильма - а-ля "новая волна" (ранний фильм "Девушки и ружья") и коммерческое псевдобунтарство ("Приключение есть приключение"). Ещё один увесистый "булыган" летит в творцов модного в 70-е годы "политического кино" (трудно не провести аналогию между "Нада" и "Осадным положением" Коста Гавраса). Над кем ещё издевается Шаброль? Над Бертолуччи (персонаж Мориса Гарреля чем-то смахивает на главного героя "Последнего танго в Париже"), над революционерами в целом (герой Фабио Тести выходит на улицу в наряде "карикатурный анархист" (чёрная широкополая шляпа, длинный чёрный плащ, чёрный свитер под горло). Не остановить и не проверить документы у такого подозрительного типа просто невозможно.

Итак, перед нами карикатура? Злобный юморист Шаброль со свойственным ему сарказмом живописует на экране тех, кто морально устарел и кому давно пора на свалку? Да, так. Самое начало фильма - именно издёвка. Это накануне "весёлого мая" молодые маоисты из "Китаянки" мечтали прикончить Михаила Шолохова как символ обуржуазившегося СССР, чтобы проорать на весь мир "Мы молоды и круты!". Террористы же из "Нада" уже сильно потасканы и жалки. Разочарованный революционер, приехавший в Париж, чтобы покончить с собой (Морис Гаррель); студент, до сих пор не наигравшийся во внешние приметы "настоящего анархиста" (Фабио Тести); алкоголик и психопат (Лу Кастель); проститутка (Мари-Анджела Мелато); мелкий буржуа, мечтающий отвести свою жену к морю... Они собираются похитить американского посла. Зачем? Ради революции? Щщщаззз... Нужны "денюшки" (какие-то жалкие 100 тысяч долларов - это за посла США???). Дурацкая затея, которая, однако, увенчалась успехом...

Но смех заканчивается на убийстве (тоже, кстати, дурацким - полицейского убивают ... из рогатки). И теперь начинается кошмар. Террористы-самоучки своим дурацким поступком сыграли на руку властям, которые под маркой "борьбы с терроризмом" арестовывают скопом всех левых, выпускают из тюрьмы главаря неонацистов. Так стоило ли всё это делать? Бонавентуро (Фабио Тести) - последний из оставшихся в живых террористов - слишком поздно это понимает. Пока одни думают, что "делают революцию", другие, не имеющие к террору никакого отношения, страдают.

... Ну, теперь, кажется, понятно, за что так окрысились на Шаброля за "Нада". Мы тут, понимаешь, продолжаем революционную борьбу (все эти итальянские "красные бригады", немецкие "пролетарские ячейки"), а этот вшивый аристократишка издевается над нами?
Интересно, что в качестве главного положительного героя фильма Шаброль выводит ... коммуниста, которого, в свою очередь, играет один из постоянных шабролевских актёров, Мишель Дюшоссуа.

Отдельно хочется отметить Мишеля Омона, играющего (по модному современному определению) Глав Гада - комиссара Гаемона. Интересно, что Омон до и после "Нада" тоже играл колоритных полицейских. Но если его герой из "Не упускай из виду!" - продолжение линии дубинноголовых блюстителей закона в духе Луи де Фюнеса или Мишеля Галабрю, то в "Смерти негодяя" полицейский комиссар у Омона - это сбрендивший на почве властолюбия маньяк, идущий по трупам к своему величию. Конечно, Гаемон из "Нада" намного страшнее, но он и проще - такого легко убрать, списав на него все грехи (что в "Нада", собственно говоря, и происходит). Комиссар из "Смерти негодяя" более изворотлив. Думаю, не пригласил бы Жорж Лотнер Мишеля Омона в "Смерть негодяя", если бы не "Нада".

В общем, спасибо Клоду Шабролю за его творчество. Буду пересматривать его дальше.

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply



link post  Posted: 02.02.18 00:30. Post subject: Почему-то в последне..


Почему-то в последнее время меня сильно потянуло на Шаброля - помимо "Нада" посмотрел за последнее время "Убийства под шампанское" (1967), "Перед самым наступлением ночи" (1971) и "Алиса, или Последнее бегство" (1976).

"Убийства под шампанское" - фильм, который сперва кажется несвойственен Шабролю. Даже манерой съёмки фильм напоминает не столько самого Шаброля или некий среднестатистический фильм "новой волны", а, скорее, фильмы "позднего классического Голливуда" - то есть фильмы, снятые на крупных студиях в 60-е годы, в которых, при сохранении внешнего лоска, глянца и безупречности построения кадра (ничего лишнего - всё должно радовать глаз и работать на приятность просмотра), затрагивались острые и нелицеприятные темы. Типичными примерами такого "обгрейденного глянца" можно назвать "Мираж" (1965) Эдварда Дмитрыка и "Легенду о Лайле Клер" (1968) Роберта Олдрича. Для полного сходства следует также указать, что "Убийства..." финансировались компанией "Юнивёрсл"... В общем - совершенно нефранцузский фильм получился у Шаброля. На первый взгляд...
А на второй? О, вот тут уже становится всё интереснее. Сюжет легко скользит по волнам модного психопатологического триллера - главного героя, Поля (Морис Роне) в парке бьют налётчики, после чего ему пришлось проходить долгое лечение в клинике. Однако Поль начинает страдать провалами в памяти, особенно после выпивки. А когда приходит в себя, то обнаруживает рядом с собой ... труп молодой девушки. Забавно... Но виноват вовсе не Поль, а ... А вот тут вопрос - кто виноват? И не только в самих убийствах, но и в том, почему в жизни всё так скверно устроено? Согласно "классическому" Шабролю, виновник всех бедствий - буржуазия и буржуазный мир, построенный исключительно на деньгах и выгоде любой ценой. Как правило, носители буржуазности в фильмах Шаброля тупы, невежественны и агрессивны. А особенно они опасны тогда, когда их мирку что-то начинает угрожать. Однако в "Убийствах..." как раз непосредственные носители буржуазности довольно нелепы и относительно безобидны. Парочка американских бизнесменов откровенно карикатурны (из разряда "тупой и ещё тупее"). Родственница Поля, Кристина (Ивонн Фурно), несмотря на свою жёсткую хватку "бизнес-вумен", не чужда определённой сентиментальности.
А Поль кто? А тут уже становится интересно. Поль - это аристократ. Как и сам Клод Шаброль, кстати. И несмотря на то, что Поль бездельник и прожигатель жизни, режиссёр относится к нему с определённой симпатией - ведь все его эксцентричные выходки можно расценивать как "антибуржуазные" (чего стоит одна сцена обливания американцев кока-колой, которую Поль "зарядил" в бутылку из-под шампанского).
А самыми страшными героями оказываются Кристиан (он же Джекки) (Энтони Перкинс) и его любовница Ингрид (она же Жаклин) (Стефани Одран). Оба они лезут на вершины респектабельной буржуазности в буквальном смысле по трупам. При этом Кристиана интересует вовсе не статусность буржуазного человека, а только его внешние атрибуты - в его случае, яхта. А вот Ингрид, похоже, интересует именно власть. Для неё поход по маршруту "из грязи - в князи" - это возможность отомстить миру за годы унижений (в прошлом Ингрид была проституткой). В итоге, меркантильный Кристиан оказывается более человечным - на убийство он оказывается не способен.

И что же выходит? Кто же в этом клубке "положительный герой"? Да получается, что Поль. Или, скажем так, он менее отрицательный. Потому что в финале, когда Ингрид, Кристиан и Поль дерутся на полу, камера взлетает вверх, и всё это мельтешение с "космического ракурса" выглядит, как клубок змей. Все виновны! И выскочки (потому что лезут на верх, не стесняясь в средствах), и аристократы (потому что пропили всё на свете)... А "нежно любимые" Шабролем буржуи, напротив, оказываются более симпатичными - они всё-таки "дело делают".

Возникает естественный вопрос - к этому выводу Шаброль сам пришёл или это следствие диктата Голливуда? Не берусь давать однозначную оценку. Скорее всего, режиссёр ставит вопрос перед собой и зрителями - что они-то думают по этому поводу?

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply
Replys - 153 , page: 1 2 3 4 5 6 All [new only]
Reply:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Username, Password:      register    
Тему читают:
- user online
- user offline
All times are GMT  3 Hours. Hits today: 0
You can: smiles yes, images yes, types yes, poll no
avatars yes, links on, premoderation off, edit new post no