AuthorTopic



link post  Posted: 16.07.07 23:43. Post subject: Душан Макавеев


Кто что может сказать об этом неординарном режиссере, чьи фильмы вызывали скандалы и неприятие.

Спасибо: 0 
Quote Reply
Replys - 14 [new only]





link post  Posted: 17.07.07 10:46. Post subject: Re:


Видимо,опять придётся мне брать на себя функцию "просветителя"
Как только не называли Душана Макавеева - "балканский Годар" и "паршивая овца югославского кинематографа","авангардистом" и "клеветником на социализм","последним истинным коммунистом" и "автором порнографических фильмов"...Кем же он был? На этот вопрос трудно ответить - слишком уж много намешано в творчестве Макавеева.Есть у него и шедевры,и любопытные фильмы,есть просто никому не нужный хлам.Попробуем разобраться.
...Югославское кино 60-х было весьма своеобразно и многожанрово.Как и во всём мире,в это десятилетие кинематограф в вотчине Иосипа Брос Тито процветал.Разумеется,основопологающим жанром кинематографа в социалистической Югославии был "партизанский фильм" - весьма своеобразная модификация вестерна и исторической драмы.Были и другие жанры - комедии,бытовые драмы,детективы - но они были,как правило,предназначены исключительно на внутреннее потребление - для мирового кинематографа данная территория югославского кино является до сих пор "терра инкогнито"...Выйти на мировой уровень и привлечь внимание к кинематографу Югославии было суждено двум режиссёрам - Александру Петровичу (о нём,думаю,тоже будет топик) и Душану Макавееву...
"Я живу на углу улицы Чаплина и улицы Джона Кеннеди", - так всегда любил говорить Макавеев.И хотя это и впрямь был его реальный адрес проживания в Белграде,в этой фразе заложен и метафорический смысл - расположение между комическим и политическим,между шутовством и политическим идеализмом.Макавеев и в личной жизни и в творчестве постоянно был на гране этих противоречий.
Начинал герой нашего рассказа в качестве хроникёра-документалиста.Нахватавшись модных идей "синема-верите" Жана Руша,"киноглаза" Дзиги Вертова,"кинопоезда" Александра Медведкина,Макавеев первые свои фильмы о субботниках и первомайских парадах снимал совершенно в стиле вышеуказанных режиссёров.Казалось,ему должна быть обеспечена "зелёная улица" - как местному продолжателю идей "великих".Но,удивительное дело! В Югославии,где произвол киноцензуры (в отличие от СССР) практически отсутствовал,где можно было снимать что угодно и про что угодно,документальные опусы Макавеева мгновенно оказались под запретом.Причина? "Клевета на социалистический строй","копание в отбросах","охаивание героев социализма"...Для ортодоксального коммуниста Маккавеева это были по меньшей мере несправедливые обвинения.Сам режиссёр впоследствие утверждал,что у него и в мыслях не было издеваться над социализмом - он искренне в него верил и искренне считал,что,указывая на отдельные недостатки и подмечая смешные нелепости и откровенную глупость некоторых "социалистических деятелей",он вносит свою лепту в очищение чистой идеи от скверны...Но...Макавеев вынужден был уйти из документалистики и перейти в художественное кино.

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply



link post  Posted: 17.07.07 11:03. Post subject: Re:


В 1965 году состоялся дебют режиссёра в художественном кино - фильм "Человек - не птица"...Фон фильма был документальный (дух времени ) - очередное социалистическое строительство нового завода.На этом фоне разворачивается история любовных похождений красавицы-почтовички,сыгранной звездой № 1 югославского кино Миленой Дравич.Стиль фильма - это мешанина документальных кадров,дробный монтаж,чёрные вставки с голосами за кадром - в общем,типичная "годаровщина".Фильм был с успехом принят за рубежом,а Макавеев заслужил прозвище "балканский Годар".На родине же режиссёр заслужил в свой адрес очередную порцию ругани и обвинения в "стрирании грязного белья" и "пропаганде бесстыдства и аморализма".На мой взгляд,"Человек - не птица" - это лучший фильм Макавеева.Дальнейшие его ф ильмы - это попытка достигнуть прежнего идеала,так ни разу и не достигнутая.
В принципе,Макавеева можно назвать самым последовательным "годароидом",в принципе и сам Жан-Люк Годар снял бы такие фильмы,работай он не в Париже,а в Белграде.Макавеев и в художественном фильме остался документалистом - его по-прежнему интересуют отдельные забавные случаи,жизненные каламбуры,ненавязчивые приколы.Ну и естественно Женщина - воплощённая Красота,Богиня и Потаскуха одновременно.Для такой роли нужна была именно величественно-прекрасная "национальная Милена"
В своём втором фильме,"Любовный случай" (1966),Макавеев продолжил свои опыты по вживанию игровых сцен в реальную жизнь.В центре сюжета вновь женщина,меняющая любовников,как перчатки.На сей раз её играет Ева Рас,ставшая музой для другого великого югославского режиссёра,Александра Петровича...Насквозь "соцреалистический сюжет" - "молодая почтовая служащая,после серии неудачных романов находит своё счастье с передовым рабочим" (С) - был предельно обнажён и лишён какой-либо лирики.Получился чуть ли не зоологический "очерк нравов" в духе Глеба Успенского и его "Нравов Растеряевой улицы".Формально придраться было не к чему,но режиссёр уже крепко попал под подозрение.Ему грозило уже отлучение от кино вообще.

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply



link post  Posted: 17.07.07 11:29. Post subject: Re:


В "Любовном случае" Макавеев находит ещё один тип,ставший переходящим в его картинах - Настоящий Мужчина. Однако если женщина в картинах Макавеева - это Женщина,то Настоящий Мужчина - это муляж,состоящий из груды мускулов,полного отсутствия извилин и с полным набором идеологического мусора в голове,да ещё к тому же мыслящего штампами и шаблонами.С одной стороны - это полнейший дегенерат,с другой - истинный Положительный Герой соцреализма,очищенный от всяческой шелухи.Опять-таки отмечу - хотя Настоящий Мужчина Макавеева и является однозначным объектом насмешек,но в то же время он не является отрицательным персонажем.Режиссёр ЛЮБИТ такого героя и искренне его жалеет! При этом так же откровенно даёт понять,что шансов на перерождение у него нет - он уже настолько забронзовел в своей Положительности,что ни что его не способно оживить...Об этом фильм "Невинность без защиты" (1968).
В этом фильме Макавеев впервые применил принцип "кино в кино".За основу был взят первый звуковой сербский фильм,снятый в 1942 году,с участием тогдашего сербского секс-символа - циркового акробата.Вот он,Супермужчинв,Мечта грёз! Но Макавеев ехидно и жестоко развенчивает миф - Супермужчина оказывается импотентом!Перемешав кадры старого фильма с вновь снятыми кадрами,Макавеев добился небывалого эффекта имитации.С технической стороны это был несомненный успех.А вот с политической...Режиссёр подвергся жесточайшей обструкции.Под высмеиваемым атлетом,власти усмотрели ... насмешку над коммунистическими идеалами,на их бесплодие...Надо сказать,что в данном случае подобные подозрения могли быть вполне обоснованными.Макавеев к этому времени окончательно разуверился в "югославском пути строительства социализма"."Советский социализм" он отверг уже давно.Режиссёру были ближе ультралевые идеи,пропагандируемые Пьером Паоло Пазолини,с которым режиссёр познакомился на одном из кинофестивалей.Лишённый возможности самостоятельно ставить картины в Югославии,Макавеев обратился за помощью к великому режиссёру и тот помог ему с постановкой совместного югославо-итальянско-западногерманского фильма "В.Р.Мистерии организма".

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply



link post  Posted: 17.07.07 11:52. Post subject: Re:


"В.Р.Мистерии организма" (1970) - это,пожалуй,самый знаменитый и самый скандальный фильм Макавеева.Ну и,наверное,лучше всего отражающий пристрастия режиссёра.Тут и пятислойный пирог из "кино в кино" - трагикомическая история любви белградской студентки-секс-революционерки Милены (Милена Дравич) и советского фигуриста Владимира;история жизни секс-революционера Вильгельма Райха,поочерёдно выдворенного из фашистской Германии,сталинского СССР и умершего в американской тюрьме,куда он был заключён за непристойное поведение; "секс-пол-фильм",снятый Вильгельмом Райхом; документальные кадры из жизни нью-йоркских последователей Райха в Америке 60-х годах; кадры из фильма Михаила Чиаурели "Клятва" (1946)...С одной стороны - полнейшая чушь и нелепица.С другой - непрекрытая насмешка над тоталитаризмом во всех его формах и гимн сексуальной революции.Однако в своём протесте Макавеев слегка перестарался - по результатам просмотра фильма волей-неволей делаешь вывод,что во всей этой куче-мале единственными настоящими "людями" являются не студентка Милена,изрыгающая секс-пропаганду где попало,не сексуально закоплексованный Владимир,прирезавший свою любовницу-нимфоманку свои чемпионским коньком,не нью-йоркские "параллельщики",превращающие секс-скандалы в индустрию,не бедолага-идеалист Райх,и уж точно не Вождь Всех Народов товарищ Сталин,а примитивная студентка Ягода (Ягода Калопер),для которой смысл жизни заключён исключительно в траханье где попало,с кем попало и сколько угодно...И главное - без всяких околофилософских премудрствований!
...Ух,как обрушились на этот фильм с СССР! Ростислав Юренев в своей "Истории кино" отодрал Макавеева по полной.Тут было всего много - "грязь","пошлость","антисоветчина","гадость"...Да и в Социалистической Югославии этот фильм не одобрили.Режиссёр выехал на Запад.

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply



link post  Posted: 17.07.07 12:16. Post subject: Re:


О следующем фильме Макавеева Юренев высказался следующим образом - "Покинув Югославию,режиссёр отправился в Западную Германию,где снял чудовищно похабный "Сладкий фильм" (1974)"...Не солидаризируясь с критиком,всё же отмечу,что "Сладкий фильм" - это явно не лучшее творение режиссёра.Это,скорее,жертва для своего имиджа хулигана и скандалиста.Макавееву вновь взялся помогать Пазолини,доставший деньги на постановку и обеспечивший приглашение крупных актёров на главные роли - Пьера Клементи,Анну Пруцналь,Сэми Фрэя.Однако фильм не удался.Да,был скандал,который и должен был состояться - в фильме присутствует огромное количество мужских половых органов,сцен онанизма и т.д. и т.п. Однако не "сексуальным",не "порнографическим" этот фильм назвать нельзя - он просто скучен.В первую очередь из-за того,что он банально устарел.Подобные фильмы-хэппининги были уместны в 60-е годы,а в середине 70-х они уже были просто неуместны.Время изменилось и то,что раньше считалось "бунтом",теперь стало или банальщиной,или просто ерундой,предназначенной для узкого круга посвящённых.
Не лучше был и следующий фильм Макавеева - "Монтенегро" (1976) - снятый им в Швеции.Это уже фильм,пропитанный усталостью.Хотя режиссёр по-прежнему пытается эпатировать публику демонстрацией членов и радиоуправляемого фаллоимитатора в виде танка ,но смотреть на это уже не хочется.Вялый сюжет о том,как швецкая буржуазка (Сьюзен Антшпах) попала в колонию беженщев из Югославии,где она пытается "освободиться" от пут "общества потребления",в принципе не интересен и к тому же плохо сыгран.
Чем дальше,тем хуже...Последующие фильмы Макавеева - это уже просто местечковые радости для самых стойких фанатов режиссёра.Снятый в Австралии (?!) "Манифест",кроме несмешных и неостоумных пинков в адрес Маркса и Энгельса,ничем не запомнился.Некоторые фильмы вообще забыты.К началу 90-х Макавеев окончательно выпал из кинематографической реальности.
Каков итог? Он неоригинален.Душан Макавеев - это типичное дитя 60-х.Из тех,кто так и не понял новой реальности,кто до последнего верил в "идеальный коммунизм",а ,разочаровавшись,потерял нить творчества и выпал в осадок.К тому же Макавеев оказался чрезмерно привязан к "почве" - всё то,что он снял за пределами родной Югославии - это хлам.Лучшее он снял на родине,где его травили,давили и не пущали.А он всё равно снимал.И снял достаточно, чтобы отставить след в истории мирового кино.

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply



link post  Posted: 18.07.07 08:02. Post subject: Re:


На зарубежных форумах «Сладкий фильм» Макавеева и «Сало или 120 дней Содома» Пазолини часто сравнивают как наиболее яркие примеры «экстремального» кино, наполненные «патологиями и девиациями». И как оказалось, по словам Марка Кириллова, оба режиссера были хорошо знакомы друг с другом, а последний даже помогал Макавееву в творчестве и финансировании. Хотелось бы подробнее узнать об их знакомстве, сотрудничестве, влиянии на творчество и т.д.

Спасибо: 0 
Quote Reply



link post  Posted: 18.07.07 09:55. Post subject: Re:


Ну влияние Пазолини на Макавеева видно уже в "В.Р.Мистерии организма",точнее - в итоговом резюме.Ягода очень точно рифмуется с Алладином из "Цветка 1001 ночи" (см.топик о Пазолини).
Сходство "Сладкого фильма" и "Сало" чисто механистическое.Пазолини выстрадал свой фильм,а Макавеев - вычертил по конъюнктуре.
Вообще,путь Макавеева в кинематографе рифмуется с путём Марко Феррери - от искреннего кинематографа к кинематографу калькуляционному,где скандал является запрограммированным и является маркетинговым ходом по продвижению фильма на экран.Поэтому мне близки ранний Феррери (до "Большой жратвы") и ранний Макавеев (до "В.Р.").
Кстати,если говорить о политическом аспекте эпатажа у Маккавеева,то и тут он был не самостоятелен - Александр Петрович был более последователен и кинематографически более культурен.Может быть поэтому (в силу большей шумности и эпатажности) более заметен Макавеев с его фильмами 70-х и практически полностью забыт Петрович (помнят только "Мастера и Маргариту" да и то потому,что это первая экранизация романа Булгакова),хотя его "Скоро будет конец света" (1969) куда более политически остра нежели чем все "скандальные" фильмы Макавеева.

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply
администратор




link post  Posted: 19.07.07 18:22. Post subject: Re:


Марк Кириллов пишет:

 quote:
"Скоро будет конец света" (1969)


Лежит на очереди... Как будет настроение посмотрим...

Стыдно, но ни видел не одного фильма Душана Макавеева. .

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply





link post  Posted: 18.01.08 00:38. Post subject: У Макавеева видела т..


У Макавеева видела только "Сладкий фильм". Ну-у режиссер и шутник!! хотя особо шокирующим его фильм назвать нельзя.да и абсурдным или скучным наврядли... скорее сатирическим - напичкан всякими лозунгами, цитатами и проч. например "Будьте реалистами-требуйте невозможного!"-прямой отсыл к молодежному бунту 68-го, а один из главных героев "матрос с Потемкина" мечтает умереть как Вакуленчук - исторический персонаж и герой фильма "Броненосец Потемкин" Эйзенштейна. Коммуна мне показалась очень занятной-и уж точно даст 100 очков вперед "Идиотам" Триера.
админ пишет:

 quote:
К началу 90-х Макавеев окончательно выпал из кинематографической реальности.
Каков итог? Он неоригинален.Душан Макавеев - это типичное дитя 60-х.

похоже впоследствии режиссер оказался в состоянии полного дестроя. поэтому попробую для начала посмотреть его ранние фильмы. где б их ещё взять?

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply



link post  Posted: 19.01.08 01:01. Post subject: Astroman пишет: для..


Astroman пишет:

 quote:
для начала посмотреть его ранние фильмы.



Посмотрев ранние фильмы,а затем сравнив с ними "Сладкий фильм",можно понять,почему я не люблю эту картину.И почему она ОБЪЕКТИВНО неудачна.Хотя,увы,более знаменита,чем "Человек - не птица"

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply





link post  Posted: 22.01.08 00:36. Post subject: Марк Кириллов пишет:..


Марк Кириллов пишет:

 quote:
"Человек - не птица"

-попробую найти этот фильм-в субботу поеду на горбушку заказ свой забирать-может там есть.надо же когда то ознакомиться с творчеством этого режиссера... Яндекс сообщил 1965 год-Югославия-то есть до того как он уехал на Запад. вот кстати вопрос-кто нибудь знает что за песню поют в Сладком фильме Анна Планета и морячок-на итальянском? Что-то известное такое и революционное...

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply



link post  Posted: 22.01.08 02:12. Post subject: Вообще, неподцензурн..


Вообще, неподцензурность югославского кинематографа феноменальным образом победила и советскую цензуру. И если за "Последнее танго в Париже" паяли срок, то "Любишь лишь раз" или "Чудо невиданное" шли в прокате и даже, возможно, без надписи "дети до шестнадцати...".

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply



link post  Posted: 22.01.08 02:18. Post subject: Э,нет! "Чудо нев..


Э,нет! "Чудо невиданное" шло как раз-таки с "чёртовой бумажкой".Это помню точно.

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply



link post  Posted: 22.01.08 02:29. Post subject: Даже если и так, эта..


Даже если и так, эта бумажка не помешала нам посмотреть фильм в 13? Всё-таки, в большинстве случаев, билетерши проявляли гуманизм.:)

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply
Reply:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Username, Password:      register    
Тему читают:
- user online
- user offline
All times are GMT  3 Hours. Hits today: 21
You can: smiles yes, images yes, types yes, poll no
avatars yes, links on, premoderation off, edit new post no