AuthorTopic



link post  Posted: 12.09.14 23:03. Post subject: Неизвестный сказочник (Борис Рыцарев)


Имя следующего режиссёра, успешно работавшего на ниве киносказки, увы, не на слуху. Имена Роу, Птушко, Кошеверовой массовый зритель худо-бедно, но знал. А имя Бориса Рыцарева мало кто знает, хотя вряд ли кто из тех, чьё детство пришлось на 70-80-е годы не видел фильмов "Волшебная лампа Алладина", "Весёлое волшебство", "Иван да Марья", "Подарок чёрного колдуна", "Принцесса на горошине". Во многом это несправедливо, ведь Рыцарев в каждом своём фильме-сказке пытался найти что-то новое, особенное, то, на что ранее не обращали внимание. Конечно, его вклад в развитие киносказки нельзя сравнить с творчеством Птушко или Роу, но и забывать о нём не следует.
Первая же работа Рыцарева на территории киносказки принесла ему заслуженный и так и непревзойдённый впоследствии профессиональный и зрительский успех. Это была вольная экранизация одной из сказок "1001 ночи" - фильм "Волшебная лампа Алладина" (1965). По странному совпадению, почти одновременно с Рыцаревым эти же сказки были экранизированы во Франции (фильм "Шахеризада" режиссёра Пьера-Гаспара Юта) и в Италии (фильм "1001 ночь" режиссёров Генри Левина и Марио Бава). Но фильм, снятый в СССР, оказался на несколько порядков выше зарубежных аналогов, причём во всех отношениях. Несмотря на присутствие в итальянском и французском фильмах кинозвёзд первой величины (Мишель Мерсье, Анны Карина, Витторио де Сика), их в высокое актёрское мастерство нивелировалось низким уровнем игры актёров второго плана. В "Волшебной лампе…" совсем не так - там вообще нельзя определить, кто эпизодический персонаж, насколько необходимым является каждый из них в сюжете сказки, и насколько запоминающийся образ создаёт каждый из актёров. Прекрасны в своей юности и непосредственности Алладин (Борис Быстров) и царевна Будур (Додо Чоговадзе), великолепен мудрый и остроумный Джинн (Сарры Каррыев), страшен и в то же время смешон Магрибец (Андрей Файт), великолепно глуп Наимудрейший (Георгий Милляр), хронически туп, но исполнителен Мустафа (Юрий Чекулаев). А насколько точным оказалось приглашение на роль самодовольного Султана Отара Коберидзе, специализировавшегося на героических ролях. Да и фон, на котором разворачивается сказка, у Рыцарева более выигрышен, чем у его зарубежных коллег, фильмы которых были практически полностью сняты в павильоне. А в "Волшебной лампе…" всё снято под открытым небом, что придаёт сказке ещё большую достоверность и в тоже время большую сказочность - веришь, что ты действительно видишь тот самый Багдад, воспетый восточных сказках.
Казалось, что Рыцарев продолжит своё творчество в "восточном направлении", но он резко повернул в сторону, сняв современную сказку "Весёлое волшебство" (1969). И снова он оказался первым на этой территории. Никто из мастеров старшего поколения этого не делал - у Птушко "Сказка о потерянном времени" была в первую очередь кинокомедией, а злые волшебники скорее напоминали не фольклорных персонажей, а предшественников знаменитой впоследствии Старухи Шапокляк; у Роу и Кошеверовой сказочные герои вели себя, как современные люди. Рыцарев пошёл ещё дальше - у него Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Леший и Кикимора в буквальном смысле "живут среди нас". Баба-Яга (Валентина Сперантова) работает уборщицей в библиотеке, Кощей Бессмертный (Фёдор Никитин) совсем не злодей, а одинокий пенсионер, собирающий в лесу цветочки и пытающийся ухаживать за очкастой библиотекаршей Зоей Петровной. Да и не только сказочные персонажи - сама Сказка живёт рядом, надо только её увидеть, как увидели её непоседливая Катя (Марина Козодаева) и лоботряс Лисичкин (Андрей Войновский), способные поверить в невероятное и чудесное.


Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply
Replys - 7 [new only]





link post  Posted: 12.09.14 23:04. Post subject: По неизвестной причи..


По неизвестной причине "Весёлое волшебство" подвергли обструкции в прессе и на долгие годы убрали с экранов, причём не только телевизионных, но и исключили из программы детских утренников. Видимо, весёлая сказка, в которой в лице Зои Петровны, обязанной по роду своей деятельности "сеять разумное, доброе, вечное", а вместо этого вольно или невольно отвращающей своей грубостью людей от библиотеки, высмеивается чванство и самодовольство "педагогического работника", пришлась кое-кому не по вкусу. Впрочем, и следующая сказка Рыцарева, "Иван да Марья", подверглась похожим санкциям. Режиссёр, решив сотворить что-то в духе поздних фильмов Роу, превратил свой фильм в этакий балаган с элементами злободневной сатиры - сказочный царь Евстигней XIII (Иван Рыжов) больше походил на бюрократа районного масштаба, а его прислужники Поэт (Виктор Сергачёв), Кассир (Михаил Козаков) и Казначей (Валентин Гафт) смахивали на современных жуликов и очковтирателей. В фильме царит смех над всеми и вся. Никого не может напугать не престарелый призрак Тимоша (Валентин Никулин), ни болотная нечисть с повадками мелких хулиганов во главе с Соловьём-Разбойником (Николай Лавров). А всё действо иллюстрируется песнями и частушками, написанными Владимиром Высоцким. Видимо, участие последнего в работе над фильмом и послужило причиной ограничения его в прокате. Большая часть песен была безжалостно вырезана из фильма, а то, что осталось, пошло с другой музыкой (композитор Александр Чайковский), зачастую не совпадавшей с песенным ладом Высоцкого.
Получив серьёзный урок на тему того, что и как можно снимать, а что снимать нельзя не под каким видом, Рыцарев резко повернул вектор своего творчества в направлении сказок Андерсена, сняв фильм "Принцесса на горошине". Он хотя и не имел шумного успеха, и от критиков режиссёр получил очередную порцию ругани, но в прокате он задержался, да и детям он был интересен, хотя по своей задумке именно детскому зрителю он и не предназначался. Сверхзадач этот фильм не ставил. Рыцарев, похоже, решил снять некий постановочный боевик с элементами эстетства - уж больно изощрённа в этом фильме работа оператора и художника-постановщика. Каждая из внутренних новелл фильма - режиссёр для съёмок каждой из новелл выбирает отдельную сказку Андерсена с одним сквозным персонажем - Принцем (Андрей Подошьян), странствующим по свету в поисках "настоящей принцессы". Да и актёров Рыцарев набрал тех, которые смогли бы сыграть не столько сказочный персонаж, сколько сложную личность, в рамках ограниченного экранного времени - иначе зачем бы ему в фильме понадобились Иннокентий Смоктуновский и Алиса Фрейндлих, Игорь Кваша и Александр Калягин, Владимир Зельдин и Николай Лавров. Однако обилие такого большого количества хороших актёров, игравших своих персонажей что называется "на всю катушку", привело к значительному "утяжелению" фильма, делало его чрезмерно серьёзным, даже немного угрюмым. С учётом того, что в качестве музыкального фона Рыцарев выбрал "Времена года" Антонио Вивальди, фильм получился ещё и более торжественным.
Удачно сыграв на "территории Андерсена", Рыцарев вновь обратился к русской сказке, сняв своеобразную трилогию "Ледяная внучка" (1978), "Возьми меня с собой" (1979) и "Подарок Чёрного колдуна" (1980). И вновь Рыцарев пошёл своим путём, пытаясь найти новое звучание сказки. На сей раз, уйдя от комедийности "Ивана да Марьи", режиссёр сделал ставку на мелодраму. В принципе эксперимент удался, хотя с точки зрения принятия фильма зрителями и критикой произошли некие разночтения. "Ледяная внучка" была хорошо принята критиками, но зрительский успех был умеренным. "Возьми меня с собой" был проигнорирован и публикой, и пишущей братией. Что же касается "Подарка Чёрного колдуна"… Публика на этот фильм шла весьма охотно, что неудивительно - ведь это был едва ли не первый образец отечественного "хоррора". Фильм, снятый практически безупречно, был встречен молчанием прессы, что, однако, в данном случае следовало признать положительным фактом - во-первых, вскоре после выхода фильма эмигрировал Лев Круглый, сыгравший роль Чёрного колдуна; во-вторых, хвалить фильм за то, что он может вогнать зрителя в нервную дрожь - значит, вызвать на него огонь со стороны чиновников Госкино, которые обычно сквозь пальцы смотрели на упражнения режиссёров на "сказочном" материале.


Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply



link post  Posted: 14.09.14 23:25. Post subject: "Подарок Чёрног..


"Подарок Чёрного колдуна" оказался своеобразным водоразделом в "сказочном" кинематографе. Нет здесь хорошо узнаваемых за версту фольклорных героев, нет мужественных богатырей, нет и милых бабок-ёжек и развесёлых леших. Да и чудеса, происходящие в этой сказке, практически сплошь являются плодами Зла, предводительствуемого Чёрным колдуном. Впервые в сказке двум влюблённым, Ивану (Борис Щербаков) и Василисе (Елена Кондратьева), приходится противостоять Злу без всякой надежды на помощь со стороны. Впервые сказочный лес выглядел не ясной рощицей (как в фильмах Роу) и не театральным реквизитом (как в фильмах Птушко), а как мрачная обитель нечисти, бесплотной и неуязвимой. Впервые путь героев и цель их путешествия являются абсолютно мнимыми - в лес Василису и Ивана заманивает Чёрный колдун, предлагая им найти "живую воду", чтобы излечить Ивана от слепоты. При этом герои изначально находятся в проигрышном положении - ведь условия достижения цели ставит сам Чёрный колдун, заранее знавший, что никакой "живой воды" нет - она только плод его собственного колдовства, нужная для того, чтобы Василиса отдала свою жизнь ради Ивана, но сама лишилась возможности вернуть её себе… Разумеется, сказка заканчивается хорошо - сила Земли возвращает Василисе жизнь и молодость, пожертвованные ей ради любимого. Но силы Зла не гибнут - они только удаляются в Лес. И окончательной победы над нечистью не происходит.
"Подарок Чёрного колдуна" оказался высшей точкой в творчестве Рыцарева. Дальше был спад и уход из "сказочного" кинематографа. Фильм "На златом крыльце сидели…" (1985) был попыткой снять вариацию на тему "Ивана да Марьи". Но на сей раз сказка оказалась чересчур легковесной и примитивной - не помогли ни многолетний опыт киносказочника, ни присутствие актёров самого высокого ранга (Виктор Сергачёв, Леонид Куравлёв, Зиновий Гердт, Михаил Пуговкин, Лидия Федосеева-Шукшина). Опять-таки повторюсь - время вносит свои коррективы. Время сказки для Рыцарева закончилось с началом Перестройки…


Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply



link post  Posted: 10.12.14 22:27. Post subject: "Волшебная лампа..


"Волшебная лампа", помню, воспринимался в детстве, как "не наш" фильм - очень удивился, узнав, что это советская постановка.

А больше ничего у режиссёра не видел, хотя фильмы довольно известные (по крайней мере, названия на слуху) и фамилия у него запоминающаяся.

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply



link post  Posted: 11.12.14 01:00. Post subject: Советую восполнить п..


Советую восполнить пробел и посмотреть другие фильмы Бориса Рыцарева. Разочарованы не будете.

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply





link post  Posted: 12.12.14 21:24. Post subject: Господа, а не погово..


Господа, а не поговорить ли нам о творчестве Марка Захарова? Тоже как-никак сказочник.

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply



link post  Posted: 13.12.14 01:16. Post subject: Поговорим, от чего ж..


Поговорим, от чего же не поговорить? Кто ветку создаст?

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply





link post  Posted: 13.12.14 16:49. Post subject: Давайте я по-пробую...


Давайте я по-пробую...

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply
Reply:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Username, Password:      register    
Тему читают:
- user online
- user offline
All times are GMT  3 Hours. Hits today: 77
You can: smiles yes, images yes, types yes, poll no
avatars yes, links on, premoderation off, edit new post no