С его творчеством я знаком по трем фильмам.
Биография вывешена в инете, добавить к ней ничего не могу…
«О счастливчик!»
Демократия и капитализм – это мир равных возможностей. Всем гарантированно право на труд, уважение своих прав, свободу слову и всей остальной «ботвы», которая записана в конституции. Документ, сей большинство вменяемых граждан вероятно не читало. А если и читало, то в классе 8-м, на уроке «Обществоведения». И правильно делало. Жизнь строиться далеко не по законам. В жизни: прав тот у кого больше денег, власти или просто возможностей ее удержать. А законы, это так для проформы, чтобы совет Европы не жаловался.
Герой Майка Трэвиса, полный идеалистических надежд получает должность распространителя кофе, на севере страны, от крупной корпорации. После чего события начинают раскручиваться со скоростью заведенной пружины. Жизнь в провинции, на поверку оказывается обителям разврата. Полисмены, вместо прямой защиты закона, воруют все что "плохо лежит", а доктор в заштатной клиники ставит эксперименты по сращиванию коров и людей. Поездка к подружке, закачиваются пытками на тайном военном заводе, по производству химического оружия. Знакомство с миллионером, через его дочь – хиппи – чревато погружением подноготную эксплуатации стран третьего мира. Которое сильно смахивает на работорговлю. А впоследствии Майк Трэвис попадает в тюрягу, подставленный предприимчивым миллионером. (забыл еще рассказать о судье садомазохисте, но это не самое важное. Так, штришок к портрету)
Отсидев 5-ть лет, наш герой оказывается в подворотне с бомжами. Пока случайно не приходит по объявлению на кастинг фильма «О счастливчик!», режиссера, которого играет сам Линцей Андерсон.
Ах да забыл, сказать что действие перемежается с песнями Алана Прайса. Позднее отечественные кинематографисты заимствовали этот прием. И в кино дебютировали такие личности, сильно косящие под английских хиппи-певцов, вроде Андрея Макаревича и Стаса Намина.
И последнее, про смысл: в мире лишенным морально-этических норм, умело эксплуатирующего порядки, укоренившиеся в Англии едва ли не со средневековья, в дни - гиперпрогресса 60-70-х превращаются в бандитский вертеп. Конечно, Линцей Андерсон, работает на зрителя не пытаясь шокировать. Его метод высмеивание и гротеск.
«О счастливчик!» показывали в СССР, вероятно для того поколения он казался умелой политической антизападной пропагандой. Сегодня же каждый из нас понимает, что стерильный от всего мирок, «совка», вероятно, был этакой наивной и оттого благодатной почвой для произрастания «звериного» общества. Тем паче, что виноват, как говорил Дэшиел Хэммет: «Виноват не конкретный негодяй, виновата система…»
«Если…»
Кто не учился в школе времен перестройки или начала демократизации по Ельцину, этого не поймет. Кто учился в специальных, подобранных или просто тихих и интеллигентных классах, этого фильма тоже, наверное, не поймет. Зато тот кто знает, что значит бегать от старшеклассников и обижать маленьких. Плевать в тарелки к учителям. Получать по шее, наконец, от тех же учителей… Поймет и полюбит этот фильм. Как говориться: «Кто в армии служил, тот в цирке не смеется».
Майк Трэвис учиться в очень привилегированном английском учебной заведение – колледже. Ну, это немножко не тот колледж, каким данные места стали сегодня с засилья Англии ими детьми русских олигархов, бандитов, чиновников-взяточников и etc. Раньше Английский колледж был школой жизни, где преподавалась правда о нашем суровом мире. Порядки, которой смахивали на порядки колонии не очень строго режима. Либо армии, где-нибудь в Забайкальском военном округе. Народу делать нечего, дети развлекаются друг над другом. Наш герой Майк Трэвис ночи на пролет проводит с друзьями за бутылкой водки и картами… Уроки больше напоминают: преподавание маразма. «Порядок» же, поддерживают «Хлысты» - этот что-то вроде старослужащих в Армии… Старожилы колледжа - лица с явными психическими отклонениями и комплексом неполноценности. Им доставляет удовольствие пороть подчиненных. Ходить с важным видом, и указывать на недостатки… Ближе к финалу история, показанная глазами главного героя перерастает в его грезы. Где он с автоматом наперевес расстреливает своих учителей. «Хлыстов» и всех взрослых людей в колледже. Что и является по мнению Линцея Андерсена истинной причиной молодежного бунта 68-го года… Маразм крепчал… Финала у фильма нет. Ибо продолжением ему становиться «О счастливчик!». А промежуточным звеном Кубриковский «Заводной апельсин»
«Такова Спортивная жизнь»
В первом же своем фильме, режиссер обличает маразм и отсталость Английского общества. Фрэнк Мэтчин – выбившийся в люди, из шахтера в звезды регби. Казалось бы «деньги есть ума…». Однако друзья и мир считает Фрэнка тупоголовым молодчиком. Любимая женщина готова скорее умереть, нежели признаться, что любит его. Прежде всего, из-за падения в лице ее подруг и соседей по улице. Менеджеры его нещадно эксплуатируют. И в один прекрасный момент, нашему герою выбивают зубы на поле для регби. После чего режиссер начинается рассказ, о жизни состоящий из десяткой флэшбеков, падений и взлетов. Попыток вырваться и найти счастья. Однако, финал один – одиночество и гниение в своем социальном положении и классе.
Заметно, что Андерсон вдохновлялся фильмами Элиа Казана «В Порту» и «Трамвай Желание». В вариации английского режиссера выхода нет. Если Казан пытается противопоставить общность людей. У Андерсона можно увидеть лишь падение и смерть всего…. Добра, любви, взаимности... Всего…