AuthorTopic





link post  Posted: 29.09.05 14:52. Post subject: Акира Куросава и другие режиссеры самурайских фильмов


Самурайские фильмы ассоциируются с именами Акиры Куросавы и Тосиро Мифуне. Но помимо Куросавы в Японии было немало режиссеров, успешно работавших в этом жанре Масаки Кобаяси, Кихачи Окамото, Хироши Инагаки. Своеобразный реквием – "Сумрачный самурай" Йоджи Ямадо о внутреннем мире самурая, его службе "на гражданке", доме, хозяйстве, женитьбе, рождении детей, учебе их в школе.
Фильмы о людях, живущих не по законам, а по понятиям, но понятия эти нравственно гораздо выше кодифицированных законов. О людях, верных чувству долга своему клану. Но когда сюзерен нарушает бытующие в самурайской среде неписанные правила, самурай становится свободным от клятвы. Так поступил Исабуро Сасахара ("Бунт самураев"), выступив в защиту обычного человеческого чувства, попранного капризным князем. Сначала выполнив приказ Совета клана, взяв в жены своему сыну отвергнутую князем наложницу, после того, как та родила князю сына. Но когда, вследствие изменения ситуации, князь потребовал вернуть леди Ичи во дворец, этот же Исабуро гибнет в безнадежном бою, пытаясь обеспечить призрачное счастье своему сыну и его жене, которую тот по настоящему полюбил.
Серджио Леоне много взял из самурайских фильмов: сравните последнюю дуэль в "Однажды на Западе" и "Бунт самураев". Медленно двигающиеся по кругу двое, лица и глаза крупным планом, руки на рукоятях мечей, но мечи еще в ножнах. Каждый ожидает первого движения от противника, ждет, что тот допустит ошибку, а пока никто из двоих не выхватывает оружие. Наконец короткое и резкое движение и все… поединок окончился раньше, чем успел начаться.
С Мифуне часто играл другой замечательный японский актер Тацуя Накадаи ("Семь самураев", "Три негодяя в скрытой крепости", "Телохранитель", "Цубаки Сандзюро", "Бунт самураев"). И зрители знали, что в финале сойдутся достойные и равные противники, Сандзюро и Мурото, Исабуро и Таеваки Асано. (Из официальной аннотации: "Накадаи незабываем в небольшой роли друга, которого самурайский кодекс чести заставляет скрестить мечи с обреченным героем Мифуне. Их финальный поединок среди склоняющейся под ветром высокой травы – одна из самых незабываемых сцен в кино").
Другой актер Куросавы – Такеши Шимура: прообраз Криса в "Семи самураях", военачальник в "Тени воина", "Три негодяя…", "Телохранитель", "Сандзюро".
Герои всегда лучшие в своем роде, неповторимые во времени и пространстве, каждый самурай – произведение искусства. И гибель даже одного – невосполнимая потеря: вспомним финалы "Семи самураев" и "Сандзюро". Показательно, погибают они от огнестрельного оружия (Кицо и Кикучиё в "Семи самураях", Исабуро, Игути Сейбей из "Сумрачного самурая"), ведь трудно было бы в честном бою убить такого воина.
Поединок – это вообще центральный, кульминационный момент, но не найдете здесь ничего общего с "Зорро" или фильмами Жана Марэ. Хотя нет: можно найти параллели и с "фильмами плаща и шпаги", и с "бойнями" "Дикой банды". В "Три негодяя…" – наверное, единственная в своем роде дуэль на копьях ("полуцитатой" перешедшая в "Красное солнце" с тем же Мифуне), ведь копье как оружие рукопашного боя появилось намного раньше, чем меч. В "Самурае-убийце" впечатляюще снята сцена финальной резни, когда главарь заговорщиков (Юносуке Ито, камердинер из "Сандзюро") бежит на врага с револьвером (!) и мечом, "кладет" охрану направо и налево револьверными выстрелами, презрев тем самым кодекс самурайской чести. Когда в ход идет все, мечи, дубины, кулаки, ногти, зубы. Задача каждого из заговорщиков – оттянуть на себя как можно больше стражей и уже умирая, цепляться за них коченеющими пальцами и зубами, чтобы освободить убийце путь к паланкину. А задача телохранителей – как волнорез обессилить, истощить эту волну нападающих. "Сандзюро" вообще надолго запомнится поединком с самым неожиданным, непредсказуемым финалом в истории кино. (Из официальной аннотации: "Два самурая стоят напротив друг друга. Короткий, но неторопливый разговор, внимательный взгляд – и молниеносная взрывная вспышка одного-единственного удара! И снова два самурая стоят друг напротив друга, но уже с выхваченными мечами... Хотя стоит только один, а напротив – медленно заваливающееся наземь мертвое тело, из которого хлещет кровь").
"Расемон" – одна и та же история рассказывается четырьмя людьми, с каждым разом отличаясь от "первоначальной версии". "Сандзюро" – не вошедшая, к сожалению, в картину идея использовать цвет в черно-белом фильме: в том месте, где белые и красные камелии плывут по течению. "Бунт самураев" – о героях между дружбой и долгом. "Самурай-убийца" – сюжет описывает круг, и фильм возвращается к началу: финальная сцена покушения начинается с кадра засады из пролога.

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply
Replys - 136 , page: 1 2 3 4 5 All [new only]


Replys - 136 , page: 1 2 3 4 5 All [new only]
Reply:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Username, Password:      register    
Тему читают:
- user online
- user offline
All times are GMT  3 Hours. Hits today: 10
You can: smiles yes, images yes, types yes, poll no
avatars yes, links on, premoderation off, edit new post no